Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
-Срок реализации учебного предмета;
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.
IV.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
-Теория музыки;
- Педагогика музыкального творчества;
-Электронный музыкальный инструментарий;
-Учебные пособия и репертуарные сборники
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства Синтезатор клавишный» разработана на основе и с
учетом рекомендаций по организации образовательной и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств (Приложение
к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г.№191 -0139/06ГИ), в области музыкального искусства «Электронные
музыкальные инструменты» предметная область Исполнительская
подготовка, срок реализации 4 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Основы музыкального исполнительства Синтезатор клавишный»
имеет
художественно-эстетическую
направленность.
Она
предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой
деятельности с помощью клавишного синтезатора – музыкального
инструмента нового поколения, построенного на основе цифровых
технологий. Бурное развитие информационных технологий в последние
десятилетия обусловило процесс совершенствования электронного
музыкального инструментария. Новые цифровые клавишные
музыкальные инструменты при улучшении качества звучания и
расширении функциональных возможностей по сравнению со своими
предшественниками отличаются простотой управления и дешевизной.
Эти инструменты не только прочно обосновались в профессиональной
музыке, но и получают все более широкое распространение в
повседневном
обиходе
как
инструменты
любительского
музицирования. Это объективно ставит перед музыкальным
образованием задачу обучения игре на этих инструментах и приобщения
таким образом широких масс людей к музыкальной культуре. Данная
задача с учетом новых возможностей клавишного синтезатора и
послужила причиной появления данной примерной программы.
Клавишный синтезатор предъявляет музыканту иные, по сравнению с
традиционными механическими или электронными аналоговыми
инструментами, более универсальные требования. Если раньше
музыкант мог взять на себя одну из трех ролей: композитора,
исполнителя или звукорежиссера, то сегодня, опираясь на новый
инструментарий, он объединяет в своем творчестве все эти виды
деятельности. Благодаря использованию компьютерных технологий и
опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности
приобретает более простые формы. Творчество музыканта, таким
образом, становится не только более многогранным и увлекательным,
но одновременно- простым и продуктивным.
Все это делает клавишный синтезатор чрезвычайно ценным
средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкальнотворческой
деятельности позволяет преодолеть одностороннюю
исполнительскую направленность традиционного музыкального
обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика
и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А
простота и доступность данной деятельности позволяет значительно
расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.
2. Срок реализации учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства Синтезатор клавишный»
Срок «Основы музыкального исполнительства Синтезатор
клавишный» в 1-й класс в возрасте с семи-восьми лет до восемнадцати
лет и выше составляет 4 года.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета
Таблица 1
Срок обучения – 4 года
Содержание
1 класс
Максимальная
учебная нагрузка в часах
Количество
часов
на аудиторные занятия
2-3
классы
721
198
196
66
Общее количество
262
часов на аудиторные
занятия
Общее количество
часов на внеаудиторные
4
класс
327
(самостоятельные)
занятия
4. Форма
проведения
учебных
аудиторных
занятий:
индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 1 час.
Основной формой проведения аудиторных занятий в классе
клавишного синтезатора являются индивидуальные занятия.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить
содержание программы в соответствии с особенностями развития
132
каждого ученика.
Однако наряду с ними в целях организации творческих
соревновательных форм общения учащихся могут проводиться и
индивидуально-групповые (по 2-4 ученика) занятия с соответствующим
увеличением времени каждого урока или без такового при наличии в
классе нескольких синтезаторов с наушниками.
5. Цели и задачи учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства Синтезатор клавишный»»
Цели и задачи учебного предмет - приобщение учащихся к
музицированию на клавишном синтезаторе в самых разнообразных
формах проявления этой творческой деятельности (электронной
аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле,
звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров,
импровизации и композиции) и на этой основе формирование
музыкальности учащихся, их эстетической и нравственной культуры.
Образовательная цель достигается на основе решения обучающих,
развивающих и воспитательных задач.
Обучающие задачи
1. Изучение художественных возможностей клавишного синтезатора:
ознакомление с его звуковым материалом, а также с некоторыми
методами звукового синтеза; освоение приемов управления фактурой
музыкального звучания, связанных с различными режимами игры и
применением секвенсера.
2. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте и теории:
гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных
функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонногармонического склада), форме (период, простые двух- и трехчастная
формы, вариационная, рондо, сложная
трехчастная, сонатная,
циклические формы), инструментовке (классификация электронных
голосов и методы их применения).
3. Освоение исполнительской техники: постановка рук на клавиатуре
синтезатора, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания
первого пальца, скачков, а также некоторых специфических навыков,
связанных с переключением режимов звучания во время игры на
электронной клавиатуре.
4. Совершенствование в практической музыкально-творческой
деятельности: электронной аранжировке и исполнении музыки, чтении
с листа, игре в ансамбле, записи на многодорожечный секвенсор,
подборе по слуху, импровизации и элементарном сочинении.
Развивающие задачи
1. Гармоничное развитие композиторских, исполнительских и
звукорежиссерских способностей, связанных с электронным
музыкальным творчеством, развитие у учащихся интереса к
музыкальной деятельности, хорошего музыкального вкуса.
2. Развитие воображения, мышления, воли - качеств личности,
необходимых для осуществления творческой деятельности.
Воспитательные задачи
1. Духовное возвышение учащихся путем приобщения их к
художественному творчеству.
2. Их эстетическое развитие в процессе познания красоты формы
произведений музыкального искусства.
3. Нравственное обогащение учащихся через освоение содержания
музыкальных
произведений, стремление самому осмыслить и
воплотить в звуки собственные чувства.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Основы
музыкального исполнительства Синтезатор клавишный»
Обоснованием структуры программы являются рекомендации
по организации образовательной и методической деятельности
при
реализации общеразвивающих программ в области
искусств
является
рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельнос ти
при
реализации общеразвивающих программ в области искусств
(Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013
г.№191-01-39/06ГИ), отражающие
все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
В основе формирования способности к музицированию как
творческой способности лежат два главных вида деятельности
учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому
объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором
писал Г.Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано,
становится в педагогике творчества единственно возможным методом
преподавания. И учитель по синтезатору еще в большей мере, чем
учитель фортепианной игры, »должен быть одновременно и историком
музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта».
Среди методов обучения электронному музыкальному творчеству
можно выделить три группы:
I. Направленные на приобщение учащихся к необходимым для
осуществления данной деятельности музыкально – теоретических
знаниям:
комплексный метод, объединяющий творческую практику и изучение
музыкальной теории; гибкое сочетание объяснительно-иллюстративных
и проблемных методов обучения; применения образных моделей
музыкально-теоретических понятий.
II. Методы, направленные на освоение творческой практики:
опора на систему усложняющихся творческих заданий;
метод разъяснения последовательности действий и операций
музыкальной аранжировки;
выполнение учителем в присутствии детей творческой работы с
комментариями собственных действий;
методы освоения игры на клавиатуре и развития навыков управления
звуковыми данными с панели синтезатора в режиме реального времени;
методы обучения различным видам музицирования: аранжировке и
исполнению музыкальных сочинений, игре в ансамбле, подбору по
слуху, импровизации, элементарному сочинению.
III. Стимулирующие творческие проявления учащихся методы:
- Подбор увлекательных и посильных творческих заданий, на
основе яркой музыкальной образности, ответа на вкусовые запросы
учащихся, темброфактурной наполненности звучания;
- разнообразие форм урочной деятельности;
- создание доброжелательного психологического климата;
- бережное отношение к творчеству ученика;
- индивидуальный подход;
- веление музыкально-игровых ситуаций;
- содействие в ознакомлении с хорошей музыкой и в
общехудожественном развитии;
- поощрение самостоятельной творческой практики.
В значительной мере интерес
к музыкальному творчеству
формируется под влиянием различных музыкальных, художественных
и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей
педагога по синтезатору является консультирование ученика и оказание
ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении
концертов, художественных выставок, спектаклей, участии в
экскурсиях, способствующих расширению его кругозора.
Необходимо всячески поощрять концертные выступления учеников,
их участие в
различных формах коллективной музыкальной
самодеятельности, музицирование для себя и в кругу семьи. Каждый
из этих видов самостоятельной творческой практики связывает
обучение на синтезаторе с жизнью, и, постепенно превращаясь во
внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым
действенным
стимулом
музыкально-творческого
самоусовершенствования.
8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Основы музыкального исполнительства
Синтезатор клавишный»
Класс для занятий по клавишному синтезатору должен отвечать
необходимым
санитарно-гигиеническим
нормам:
естественная
вентиляция, хорошее освещение и температурный режим. В этом классе
должны находиться;
синтезатор-2-4 и более (в комплекте с адаптерами, пультами,
подставками);
электрическая розетка и удлинитель;
нотная литература;
книги по музыке, справочные издания;
стол преподавателя-1;
стул для преподавателя и ученика-3 и более в соответствии с
количеством учеников.
Для организации концертных выступлений учащихся нужно также
иметь усилитель и акустические колонки. В целях балансировки
звучания ансамбля синтезаторов к этому может быть добавлен
микшерный пульт. Для записи и воспроизведения творческих работ
учащихся желательно также иметь магнитофон (аналоговый, цифровой,
пишущий CD-Rom и т.п.);
возможность ремонта инструментов;
возможность ксерокопирования нот и дидактичеких материалов.
II. Содержание учебного предмета «Основы
музыкального исполнительства Синтезатор
клавишный»
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение
учебного
предмета
«Основы музыкального
исполнительства Синтезатор клавишный» на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Классы
1
Таблица 2
Распределение по годам обучения
3
4
2
Продолжительность
учебных занятий (в
неделях)
32
33
33
33
Количество часов
на аудиторные
занятия (в неделю)
2
2
2
2
Общее количество часов
на аудиторные занятия
262
Количество часов на
самостоятельную работу в
неделю
3
3
4
4
Общее количество часов
на самостоятельную
работу по годам
Общее количество часов
на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
96
99
132
132
Максимальное
количество часов
занятий в неделю
(аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное
количество часов по
годам (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное
459
5
5
6
6
160
165
198
198
8
8
721
количество часов на
весь период
обучения
Объем
времени на
консультации
(по годам)
6
8
Общий объем времени
на
консультации
30
Консультации проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, итоговому экзамену,
творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению
образовательного учреждения. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае,
если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного
времени
используется
на
самостоятельную
работу
обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед
промежуточной аттестацией, так и после ее окончания с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период
летних каникул.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по
учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат
на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программ начального и основного общего образования. Объем
времени на самостоятельную работу может определяться с учетом
сложившихся
педагогических
традиций,
методической
целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными
и систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части
общеразвивающей программы в области искусств распределяется по
годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет согласно рекомендациям по
организации образовательной и методической деятельности
при
реализации общеразвивающих программ в области
искусств (Приложение к письму Минкультуры России от 19
ноября 2013 г. №191 -01-39/06ГИ).
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется
с учетом сложившихся
педагогических традиций, методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений
культуры
(филармоний,
театров,
концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих
мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного
учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара,
возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном
и том же классе программа может значительно отличаться по
уровню трудности. Количество музыкальных произведений,
рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых
требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что
большинство произведений предназначаются для публичного
исполнения, а остальные - для работы в классе или просто
ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать
степень завершенности работы над произведением. Вся работа над
репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс
Специальность и чтение с листа, ансамбль 2 часа в
неделю
Самостоятельная работа не менее 3- х часов в неделю
Консультации 6 часов в год
Выразительные возможности клавишных синтезаторов. Названия и
характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и
паттернов наличных синтезаторов. Главные клавиши управления авто
аккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending.
Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец,
скрипичный и басовый ключи, обозначение нот (графическое, слоговое
и буквенное), мажорная и минорная гаммы, тональности до одного знака
при ключе, знаки альтерации, названия октав, длительности, паузы,
тактовый размер 2/4,3/4,4/4, затакт, наиболее употребительные
динамические и штриховые обозначения, аппликатура.
Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Первичные
музыкальные жанры: песня, танец и марш.
Организация целесообразных игровых движений («постановка рук»).
Игра нон легато, а затем легато в одной позиции и с подкладыванием
первого пальца.
Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Исполнение
простейших партий в ансамбле с педагогом (в четыре руки) и в режиме
«-1». Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых мелодий.
Импровизация (вокальная и инструментальная) фраз и предложений
в процессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос - ответ,
утверждение - возражение, подтверждение и т.п.). Импровизация
«звуковых картинок» на основе шумовых эффектов синтезатора.
Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора:
гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов (casio,
chord, single finger и т.п.) на основе трезвучий, построенных на I, IV и V
ступенях мажора в трёх-четырех тональностях, подбор паттерна, исходя
из метра (двух- или трехдольного) и преобладающего ритмического
рисунка мелодии (восьмыми, четвертями); подбор тембра мелодии в
соответствии с ее жанровой основой и формой (периода или куплетной).
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен
создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 10-15 небольших
произведений народной, классической и современной музыки
Примерный репертуарный список
1. Кабалевский Д. «Вроде марша» (соч. 39 № 3)
2.«Ах вы, сени, мои сени» (русская народная песня)
3. Паулс Р. «Сонная песенка»
4.Моцарт Л. Бурре
5.Мясковский Н «Беззаботная песенка» (соч. 43 № 6)
6.«Снова птицы тут как тут» (немецкая народная песня)
7.Градески Э. «Маленький поезд»
8.«Во саду ли, в огороде» (русская народная песня)
9.«Как под горкой, под горой» (русская народная песня)
10.«Лошадка» (детская песенка)
11.«Радуга -дуга» (русская народная попевка)
12.«Паровоз» Г.Ренесак
13.«Веселые гуси», «Пастушок» (русская народная песня)
14.«Дождик» (русская народная песня)
15.«Белочка» (русская народная песня)
16.«Коляда» (русская народная песня)
2 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 3 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Голоса синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые,
медно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны
народной, джазовой, классической и современной популярной музыки.
Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и
минорное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд.
Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Мажорные и минорные
тональности до двух знаков при ключе. Бекар. Тактовый размер 3/8 и
6/8. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения (D.c, D.c а1
fine, D.c al *_*)
Содержание и форма музыки. Понятие о средствах музыкальной
выразительности:
мелодии,
гармонии,
фактуре,
тембре
Композиционной форма. Понятие тоники, доминанты и субдоминанты.
Различение электронных тембров по светлой и темной окраске, а также
амплитудной огибающей. Простые двух- и трехчастная музыкальные
формы.
Игра в режиме динамической клавиатуры (touch response), легато и
стаккато. Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой
руки.
Чтение в медленном темпе с листа мелодий с сопровождением в виде
выдержанных нот в басу. Исполнение несложных ансамблевых пьес с
педагогом в четыре руки, на двух синтезаторах и в режиме «-1». Подбор
на клавиатуре синтезатора по слуху мелодии и баса знакомых песен и
фрагментов инструментальных произведений с последующим их
исполнением с авто аккомпанементом в режиме упрощенного взятия
аккордов (casio chord, single finger и т.п.). Импровизация музыкальных
построений (до периода включительно) по предложенному образцу.
Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация
мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов авто аккомпанемента
с использованием тонических, субдоминантовых, доминантовых
трезвучий и доминант септаккорда в тональностях до двух знаков при
ключе, простейшие случаи применения авто аккомпанемента в режиме
обычного взятия аккордов (fingered); жанровые и стилистические
критерии в выборе паттерна, применение в авто аккомпанементе
ритмических заполнений (fill in), применение автоматических ударных
без авто аккомпанемента (drum mashine), вплетение в музыкальную
ткань звуковых эффектов; инструментовка пьес, написанных в простой
двухи
трехчастной
формах
с
применением
режимов
автосопровождения, а также - обычной (normal) и разделенной (split)
клавиатуры, редактирование тембра с помощью задержки, вибрации и
тремоло.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен
создать аранжировки 7-10 различных музыкальных произведений и
исполнить их на синтезаторе.
Примерный репертуарный список
1. «Казачок» украинский танец
2. Моцарт Л.Менуэт ре-минор
3. Визбор Ю. «Домбайский вальс»
4. Куперен Ф. «Смелая кукушка»,
5.«Вечерний звон» (русская народная песня)
6.«Во кузнице» (русская народная песня)
7. Полька - Янка (белорусский народный танец)
8.Этюд К. Черни
9. Этюд Л. Шитте
10.Этюд Г. Гумберт
11. Все мы делим пополам » В. Шаинский
12. Пьеса Ж. Арман
3 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 4 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Голоса наличных синтезаторов из банков клавишных (различные
виды фортепиано, органов и др.) и хроматических ударных
инструментов; голоса струнных (смычковых, щипковых и плекторных),
деревянно-духовых (язычковых и лабиальных) инструментов и
различных представителей басовой группы. Разновидности паттернов
народной
и
современной
популярной
музыки:
кантри,
латиноамериканские, карибские, поп, рок. Ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсера.
Обращение интервалов. Хроматическая гамма. Тональности до
четырех знаков при ключе Трезвучия тонической, доминантовой,
субдоминантовой группы и доминант септаккорд с обращениями.
Трезвучие с секстой. Обозначение темпа в общепринятых (итальянских)
терминах и с помощью метронома. Триоль. Фермата.
Понятие о фактурных функциях голосов. Мелодия и бас как основа
музыкальной ткани. Формообразующая функция гармонии, фактуры и
тембра. Вариационная и рондообразная формы.
Чтение с листа пьес уровня трудности 1 класса. Исполнение в
ансамбле с педагогом или другими учениками несложных пьес с
применением электронных и механических инструментов. Подбор по
слуху и исполнение с авто аккомпанементом знакомых мелодий.
Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки: гармонизация
мелодии в режиме fingered с применением трезвучий тонической,
субдоминантовой, доминантовой групп и доминант септаккорда в
тональностях до четырех знаков при ключе, выбор аккомпанирующего
паттерна в стилях народной и современной популярной музыки,
применение в авто аккомпанементе различных ритмических и
мелодических заполнений («звуковых подушечек», «волшебных
шаблонов» и т.п.); художественно обоснованный выбор мелодического
голоса, относящегося к той или иной подгруппе струнных, духовых,
клавишных или хроматических ударных инструментов; тембровые
миксты (dual mode) и авто гармонизация (auto harmone) в мелодическом
голосе, обогащение его фактуры с помощью звукового колеса (pitch
bender) и режима портаменто; применение много-дорожечного
секвенсера при записи музыкальных произведений, написанных в
простых, вариационной и рондообразной формах.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен
создать аранжировки 7-9 различных музыкальных произведений и
исполнить их (записать с помощью секвенсера) на синтезаторе.
Примерный репертуарный список
1.«Белочка» р.н.п. ар. И. Клип
2.«Частушка» ар. И. Клип
3.«Маленький краковяк» п.н.т. ар. И. Клип
4.«Барабанщик» л.н.н. ар. И. Клип
5.«Коляда» ук.н.п. ар. И. Клип
6.«Добрый мельник» лит.н.п. ар. И. Клип
7.«Колыбельная» б.н.п. ар. И. Клип
8.«Веселый пастушок» ф.н.п. ар. И. Клип
9.«А я сам» ч.н.п. ар. И. Клип
11.«Утренняя зарядка» А. Жилинский
12.Этюд Г. Гумберт
13.Этюд ар. Н Акимовой
14.Этюд В. Лушников
15.Этюд И. Беркович
16.Этюд Л. Шитте
17.Этюд Ю. Смородников
18.Этюд С. Ляховицкая
19.Этюд Л. Шитте
20.Этюд Г. Беренс
21.Этюд К. Черни
22.«Веселые ребята» А. Жилинский
23.«Прыжки через лужи» М. Шмитц
24.Этюд А. Доренекий
25.«Давай попрыгаем» Д. Крамер
26.«Колокольчики» Б. Кравченко
27.«Баю баю» М. Красев
28. «Игра в солдатики» А. Балаж
29.«Пони звездочка» Б.Берлин
30.«Лакомка» А. Степанов
31.«Разговор кукушки с эхом» К. Лонгшамп- Друшкевич
32.«Пастух играет» Т. Салютринская
33.«Ночь» Ю. Голле
34.«Кукольный танец»А. Рюигрок
35.«Марширующие поросята» Б. Берлин
36.«Китайская колыбельная» И. Беркович
37.«Часы» Б. Антюфеев
38.«3олотые капельки» Д. Христов
39.«Маленькая полька» ар. И. Клип
40.«Спящий котенок» Б. Берлин
41.«Юмореска» Л. Моцарт
42.«Новогодняя полька» А. Александров
43.«Дождь танцует» А. Балтин
44.«Немецкий танец» Л. Бетховен
45.«Лунная дорожка» Ж. Металлиди
46.«Едет воз» А. Березняк
47.«Тик-так» обр. Мендельс
48.«Цыплята» А. Филиппенко
49.«Танец» В. Благ
50.«Самолет» А. Березняк
51.«Урок в мышиной школе» Б. Чайковский
52.«Паровоз» 3. Компанеец
53.«Гномики» В. Буринскас
54.«Колыбельная» Р. Паулс
55.«Про лягушку и комара» А. Филиппенко
56.«Поезд идет» Э. Сигмейстер
57.Менуэт О. Петерсон
58.«Отговорила роща золотая» Г. Пономаренко
59.«Старый мотив» Н. Мордасов
60.«Кукушка» Ф. Куперен
61.«Анданте» Л. Кожелух
62.«Мазурка» М. Шимановская
63.«Музыкальная шкатулочка» С. Майкапар
4 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 4 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные
инструменты. Паттерны архаического, классического и современного
джаза; паттерны смешанных стилей (джаз-рок, фьюжн, диско). Понятие
о МИДИ. Редактирование музыкального звучания при записи на
многодорожечный секвенсер: исправление допущенных ошибок,
корректирование темпа, установка динамического баланса дорожек.
Тональности до шести знаков при ключе. Трезвучия и септаккорды на
VII ступени. Септаккорды на II, III и VI ступенях. Синкопа (внутри - и
междутактовая). Блюзовая гамма. Отклонения и модуляции в
параллельные тональности. Различные способы изложения гармонических голосов фактуры. Понятие о голосоведении. Темброфактурная
функциональность Сложная трехчастная форма.
Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки
для синтезатора: гармонизация мелодии с использованием трезвучий и
септаккордов на VII ступени, а так- же септаккордов на II, III и VI
ступенях в пройденных тональностях; подбор паттернов для мелодий
джазового, фольклорного и смешанного стилей; применение голосов
синтезатора имитирующих народные и электронные инструменты;
джазовая артикуляция и свингование; редактирование голосов с
помощью реверберации, хоруса, флэнджера, энхансера, софта и других
эффектов; запись и редактирование с помощью многодорожечного
секвенсора музыкальных произведений, написанных в различных
простых, вариационной, рондообразной и сложной трехчастной формах.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен
создать аранжировки 7-9 различных музыкальных произведений и
исполнить их на синтезаторе»
Примерный репертуарный список
1.«Лабаяг» э.н.т. ар. И. Клип
2.«Деревенская свадьба» ар. И. Клип
3.«Финская полька» ар. И. Клип
4.«Савка и Гришка сделали дуду» обр. Литковой
5.«Татарская танцевальная песня» А. Эшпай
6.«Испанская мелодия» ар. И. Клип
7.«Грузинский танец» Т. Шаверзашвили
8.«Маленькая арфистка» Д. Кабалевский
9.«Этюд на черных клавишах»
10.«Солнечный день» М. Шмитц
11.«Давай попрыгаем» Д. Крамер
12.Этюд К. Гурлит
13.Этюд Ж. Дювернуа
14.Этюд К. Черни
15.Этюд А. Доренский
16.Этюд М. Фрей
17.Этюд Ф. Лекуппе
18.«Колокольчики» Б. Кравченко
19.«Старинные часы с кукушкой» Н. Бачинская
20.Этюд А. Лемуан
21.«Дождик» С. Майкапар
22.«Танец дикарей» Е. Накада
23.«Бубенцы» В. Витлин
24.«Танцующие светлячки» Ж. Металлиди
25.«Лендлер» Ф. Шуберт
26.«Караван» Б. Кравченко
27.«Волынка» А. Бачинская
28.«Танец часов» А. Понкьелли
29.«В стране гномов» А. Роули
30.«Заводная кукла» И. Петров
31.«Кукушка» Ф. Куперен
32.«Анданте» Л. Кожелух
33.Вальс А. Гречанинов
34.Старинный французкий танец Ж. Рамо
35.«Беззаботная песенка» Е. Дербенко
36.«Пастораль» Дж. Перголези
37.«Веселый крестьянин» Р. Шуман
38.«Маленькое рондо» К. Рейнеке
39.«Вальс для мамы» Е. Дербенко
40.«Танец» Д. Шостакович
41.«Марш» Ф. Черчилль
42.«Три поросенка» Д. Уотт
43.«Джонни возвращается домой» Э. Сигмейстер
44.«Поезд идет» Э. Сигмейстер
45.«Менуэт» О. Петерсон
46.«Воздушная кукуруза» Г. Кингстейя
47.«Весенний вальс» А. Хачатурян
48.«Старинная американская песенка» В. Семенов
49.«Манчестер-Ливерпуль» А. Попп
50.«Песенка ковбоя» Д. Крамер
51.«Смелее малыш» Р. Мордасов
52.«Старый мотив» Н. Мордасов
53.Полька И. Красильников
54.«После прощания» Дж. Лейтон
55.«Маринелла» В. Скотто
56.«Буги цыплят» М. Шмитц
57.«Романс- ностальгия» Ю. Должиков
58.«Мелодия Бимбо» К. Морган
59.«Беззаботная песенка» Е. Дербенко
60.«Маленькая прелюдия» И.С. Бах
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы
учебного
предмета
«Основы
музыкального
исполнительства Синтезатор клавишный», который предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному
искусству;
• навыков исполнения музыкальных произведений: сольное
исполнение, коллективное исполнение;
• умений использовать выразительные средства для создания
художественного образа;
• умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей;
• навыков публичных выступлений;
• навыков общения со слушательской аудиторией в условиях
музыкально-просветительской деятельности ДШИ;
• знание художественно-исполнительских возможностей
клавишного синтезатора;
• знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
• наличие умений по чтению с листа произведений;
• навыки по воспитанию слухового контроля, умению
управлять процессом исполнения музыкального произведения;
• наличие начальных навыков репетиционно-концертной
работы.
V.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации общеразвивающей программы
«Основы музыкального исполнительства Синтезатор клавишный»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:
зачетах, контрольных уроках, концертах, конкурсах, прослушиваниях к
ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
контрольных уроков, зачетов, концертов. Контрольные уроки, зачеты
могут проходить в виде технических зачетов, концертов, конкурсов,
исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты, прослушивания в рамках
промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Концерты, конкурсы проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена,
представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам
этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо",
"удовлетворительно",
"неудовлетворительно".
Учащиеся
на
выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный
уровень владения синтезатором для воссоздания художественного
образа исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных
и отечественных композиторов.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, которые включают в себя методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения итоговой аттестации
По итогам исполнения программы на выпускном экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале в абсолютном значении.
Таблица 3
Оценка
5 («отлично»)
4(«хорошо»)
3(«удовлетворительно»)
2
(«неудовлетворительно»)
«зачет» (без оценки)
Критерии оценивания выступления
технически
качественное
и
художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения
оценка отражает грамотное
исполнение с небольшими недочетами
(как в техническом плане, так и в
художественном)
исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: недоученный текст,
слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
комплекс серьезных недостатков,
невыученный текст, отсутствие домашней
работы, а также плохая посещаемость
аудиторных занятий
отражает достаточный уровень
подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения
может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность
более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Критерии оценки качества исполнения промежуточной аттестации
Система оценок в рамках промежуточной аттестации по итогам
исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
или концерте предполагает пятибалльную шкалу с использованием
плюсов
и
минусов:
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2».
Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
При выведении переводной оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и
полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические
рекомендации
педагогическим
работникам
Важнейшим условием успешной реализации задач данной программы
является разумный подбор учебного репертуара. Он должен включать
наилучшие образцы музыкального искусства, быть сбалансированным
по жанрам и стилям, отвечать возрастным возможностям ученика и
особенностям наличного электронного инструмента. Соответствие
этого репертуара уровню музыкально-творческих компетенций
ученика, прописанных в годовых требований по классам, обеспечит его
успешное продвижение в электронной аранжировке и исполнении
музыкальных произведений.
Не менее важным условием является обогащение учебно-музыкальной деятельности за счет иных видов музицирования: игры по
слуху, игры в ансамбле, импровизации и сочинении, что будет способствовать гармонизации музыкальных способностей ученика.
Ориентиром в развитии этих видов деятельности также являются
годовые требования по классам.
Решая с учеником творческие задачи, следует постоянно обращаться
к музыкально-теоретическим закономерностям, служащим основой
решения данных задач, раскрывать их специфические особенности и
целенаправленно стимулировать творческие проявления ученика.
2. Методические рекомендации
самостоятельной работы
по
организации
• самостоятельные
занятия
должны
быть
регулярными
и систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• количество занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением детьми программы начального и основного общего
образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении
педагогические традиции и методическую целесообразность, а также
индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями
преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя
из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной
работе должны присутствовать разные виды заданий: разбор новых
произведений или чтение с листа более легких (на 1-2 класса ниже по
трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на
данном этапе работы; доведение произведения до концертного вида;
проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом;
повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по
домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель
и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Теория музыки
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. Изд. 2-е. П., 2007.
2. Берлиоз Г. Большой трактат: о современной инструментовке и
оркестровке с дополнениями Рихарда Штрауса. Т. 1, 2. - М.: Музыка,
2012.
3. Глинка М. Заметки об инструментовке//ПСС Литературные
произведения и переписка. Т. 1-й. - М., 2013.
4. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник
гармонии. - М.: Музыка, 2004.
5. Мазель Я Строение музыкальных произведений: Уч. пособ. - 2-е
изд. Доп. и перераб. - М.: Музыка, 2009.
6. Музыкальная акустика. Учебник (общ. ред. Н.А. Гарбузова). - М.:
Музгиз, 2004.
7. Способин И. Элементарная теория музыки. - М.: Кифара, 2006.
8. Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. С партитурными
образцами из собственных сочинений. Т. 1-й, 2-й. - М.: Музыка, 2006.
9. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической
фигурации. Музыкальная фактура. - М.: Музыка, 2006.
10. Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке РимскогоКорсакова//В. Цуккерман музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 2005.
11.Чугунов Ю. Гармония в джазе. - М.: Современная музыка, 2013.
12.Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. - М., 2013.
2. Педагогика музыкального творчества
1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. - М.-Л., 2005.
2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. - СПб., 2004.
3. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. - М., 1979.
4. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном
синтезаторе. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Экон-Информ, 2009.
5. Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. - М.:
Экон-Ин- форм, 2010.
6. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе
художественного образования. - Дубна: Феникс, 2007.
7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 2011.
8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М., 2004.
9. Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной
основе. СПб.: Композитор, 2007.
10. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. - М., 2009.
3. Электронный музыкальный инструментарий
1. Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: справочник –
СПб.:Питер, 2010.
2. Дубровский Д. Компьютер для музыкантов любителей и
профессионалов. Практическое пособ. - М.: Триумф, 2009.
3. Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ. - СПб.: BHV ,
2009.
4. Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. - М.: ООО
МЦ Искусство и образование, 2007.
5. Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по
электронной и компьютерной музыке. - М.: Русь, Маг, 2011.
6. Петелин Р. Петелин Ю. Звуковая студия в РС. - СПб.: BHV, 1998.
7. Петелин Р. Петелин Ю. Персональный оркестр... в персональном
компьютере. -СПб.: Полигон, 2007.
8. Петелин Р. Петелин Ю. Персональный оркестр в РС.-СПб.: BHV,
2008.
9. Рабин Д. Музыка и компьютер: настольная студия/Пер. с англ. Мн.: Поппури, 2008.
4.Учебные пособия и репертуарные сборники
1.Браун Р. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере /
Пер. с англ. - М.: изд-во ЭКОМ, 2008.
2.Гэранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-
инструментальных ансамблей. - М., 2013.
3.Клип И., Михуткина Н. Нотная папка для синтезатора №2. Для
средних классов музыкальной школы. В 4-х тетрадях. - М.: ДЕКА-ВС,
2008.
4.Красильников И., Алемская А., Клип И. Школа игры на синтезаторе:
учеб. пособие для учащихся младших, средних и старших классов
детских музыкальных школ и детских школ искусств. - М.: Владос,
2010.
5.И.М. Красильников, И.П. Клип /Авт. Методики/; И.Л. Клип /Сост. и
ред./ Нотная папка для синтезатора №1. Начальный период обучения.
В 5-ти тетрадях. - М.: ДЕКА-ВС, 2007.
6.Красильников И., Клип И. Учусь аранжировке. Пьесы для
синтезатора. Младшие классы. - М.: Классика-ХХ1, 2006.
7.Красильников И., Кузьмичева Т. Народные песни и танцы в
переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Учебное
пособие для учащихся детских музыкальных школ и детских школ
искусств. - М., 2004.
8.Красильников И., Кузьмичева Т. Произведения для ансамбля синтезаторов. Уч.-мет. пособ. для учащихся мл. и ср. классов ДМШ и ДШИ2005.
9.Красильников И., Кузьмичева Т. Произведения для клавишного
синтезатора. Волшебные клавиши: учеб. пособие для учащихся
младших и средних классов детских музыкальных школ и детских
школ искусств. - М.: Владос, 2008.
10.Красильников, И., Лискина Е. Учусь аранжировке. Пьесы для
синтезатора. Средние классы. - 2-е изд. - М.: Классика-ХХ1, 2008.
11.Красильников И., Чудина В. Учусь аранжировке. Пьесы для
синтезатора. Старшие классы. - М.: Классика-ХХ1, 2008.
12.Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на РС. - СПб.: BHV-
Санкт- Петербург, 1999.
13.Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для
детских музыкальных школ. - М.: Композитор, 2010.