Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Струнные инструменты" 8(9)
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Специальность и чтение с листа. Скрипка
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа Скрипка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты» предметная область Музыкальное исполнительство, срок реализации 8(9) лет.
Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на скрипке включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
-
Ансамбль. Скрипка
Программа учебного предмета «Ансамбль Скрипка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты», срок реализации 7(8) лет.
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в скрипичном ансамбле с 2 по 8 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности 1 классе), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс), для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Скрипичный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
Ансамблевая игра открывает самые благоприятные возможности для широкого всестороннего ознакомления с музыкальной литературой, различными стилями, историческими эпохами, симфонических, камерно-инструментальных и вокальных опусов. Игра в ансамбле – это постоянная смена музыкальных впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, ансамблевое музицирование способствует развитию эмоциональной отзывчивости, стимулирует художественное воображение, происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для скрипичного ансамбля, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по скрипичному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой XIX и XXвека.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
-
Музицирование. Скрипка
Программа учебного предмета «Музицирование. Скрипка» (вариативная часть) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты», срок реализации 8(9) лет.
Учебный предмет "Музицирование» направлен на развитие приобретённых детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, полученных на уроке специальности, а также на развитие музыкальных способностей, эстетического воспитания и духовно-нравственное развития обучающихся, повышение интереса к обучению учащихся на оркестровом отделе, повышение уровня знаний в музыкальной области, общей эрудиции учащихся, расширение кругозора учащихся в теории и практической деятельности.
Учитывая, что такие формы работы, как чтение с листа и подбор по слуху являются самыми эффективными способами развития музыкальных способностей, они представлены в программе на протяжении всех лет обучения. В старших классах предполагается дальнейшее совершенствование навыков чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования, анализа музыкальных форм.
Обучение игре на скрипке включает в себя музыкальную грамотность, необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Программа «Музицирование» согласуется с программой по предмету «Сольфеджио», закрепляя и обобщая знания, полученные на теоретических предметах, помогая обрести форму практических умений.
Умение музицировать даёт возможность ученикам почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни общеобразовательной школы, и, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в школе искусств.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
-
Фортепиано (струнные инструменты)
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты».
Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки обучающихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом
-
Хоровой класс
-
Слушание музыки
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение», срок реализации 3 года.
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:
- развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.
-
Ритмика
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства ««Струнные инструменты», «Фортепиано»,
«Народные инструменты», «Хоровое пение».
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Хор».
-
Сольфеджио
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты» «Народные инструменты», «Хоровое пение», срок реализации 8(9) лет.
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
-
Элементарная теория музыки
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства и срокам обучения по этим программам при их реализации детскими школами искусств. Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
-
Сочинение и импровизация
Под влиянием социально-экономических перемен, происходящих в нашем обществе, современное образование активно создает условия, способствующие формированию высокого уровня интеллектуальных качеств личности. Сегодня успех человека в любой профессиональной деятельности в большей степени зависит от его способности логически рассуждать, четко и ясно излагать свои идеи, творчески подходить к решению любой задачи. Именно творческие способности благоприятствуют накоплению профессиональных навыков. Человек, умеющий реализовать свои творческие возможности, значительно успешнее приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. Он стремится к самосовершенствованию, самовоспитанию, и организации своего индивидуального стиля деятельности, что отвечает духовным потребностям общества.
Из всех многообразных компонентов системы воспитания наиболее благоприятным и динамичным, для развития творческих способностей детей, является музыкальное искусство. А занятия сочинением и импровизацией гармонично сочетают учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки по изучаемому предмету, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, личностно-мотивационной сферы.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа учебного предмета «Сочинение и импровизация» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. Программа является вариативной частью предметной области «Теория и история музыки» в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Хоровое пение».
Программа предназначена для работы с музыкально - одарёнными детьми музыкального отделения ДШИ, и подготовки их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Программа «Сочинение и импровизация» ориентирована на
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих:
- освоению учебной информации в соответствии с программными
требованиями;
- приобретению навыков творческой деятельности;
- формирование эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности;
- общения с духовными ценностями.
Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
-
Музыкальная литература
Одной из главных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся эмоционального и осознанного восприятия музыкального произведения. В её решении ответственная роль принадлежит предмету «Музыкальная литература». Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации. В курсе предмета «Музыкальная литература» рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческий путь и деятельность великих композиторов, выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Всё это является необходимым условием для формирования осмысленной исполнительской деятельности ученика в классе по специальности.
Таким образом, предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Хоровое пение», «Народные инструменты». Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки»
Практики
Нет